Спокойствие, только спокойствие! Как вести себя руководителю бизнеса в кризис

Спокойствие, только спокойствие! Как вести себя руководителю бизнеса в кризис

Согласно результатам исследования «Поведение потребителей во время кризиса», проведенного компанией «ГфК-Русь» в далеком 2008 году, каждый третий россиянин во время экономического кризиса в первую очередь ощущает беспокойство за потерю или сильное снижение уровня дохода. Несмотря на то, что развитие экономической ситуации в 2022 году еще более непредсказуемо, а страхи людей – обоснованы, психологи напоминают, что общий настрой и эмоциональное состояние могут стать как ключом к выходу из личного кризиса каждой компании, так и огромным препятствием на этом пути.

Если вы руководитель и относитесь к лагерю пессимистов, то ваше отношение к положению дел неизбежно распространится на всех подчиненных и других коллег. Такому человеку вряд ли удастся вдохновить сотрудников и придать сил на необходимые в кризисное время усилия. Но это не значит, что нужно смотреть на мир сквозь розовые очки. Только здоровый оптимизм помогает в работе. Рассмотрим ниже 4 базовых принципа для формирования позитивного и в то же время эффективного подхода к ведению дел.

1. Не молчите
Когда дела идут на спад, многим людям, занимающим управляющие посты, хочется закрыться и отгородиться от окружающего мира. По результатам исследования Высшей школы маркетинга и развития бизнеса ГУ-ВШЭ, во время экономического кризиса 2008 года руководство более чем 35% российских компаний вообще не обращалось к персоналу и не прибегало к пояснению своих дальнейших действий. Основные силы в этом случае руководство направляло на сокращение издержек, рассчитывая на лояльность сотрудников, в том числе связанную со страхом потерять рабочие места. Однако это не верная стратегия, именно в кризис важно не замыкаться и идти на контакт с подчиненными и сотрудниками. Так, страх среди сотрудников порождает панику и депрессию, негативно сказывается на рабочей производительности и лояльности, а также заинтересованности в работе.

Лучше всего для топ-менеджера в кризисной ситуации будет обратиться к подчиненным лично и собственным примером сформировать уверенный взгляд в будущее. Здесь важна откровенность и искренность, которую, тем не менее, важно подать в нужной тональности. «Если менеджер верит в свои силы, то даже самая тяжелая правда может звучать вдохновляюще», – считает Ирина Кондратова, коммерческий (а затем исполнительный) директор международного HR-агентства Kelly Services.

2. Выработайте один или несколько планов действий
Во все времена для работников было важно знать, что руководство совершает обдуманные действия, направленные на стабилизацию ситуации. Поэтому об антикризисной программе действий должны знать не только руководящие лица, но и рядовой персонал. Для них особенно важно не простаивать, а продолжать свою работу, именно поэтому нужна своевременная коммуникация. Здесь будет как нельзя кстати фраза Евгения Гришковца: «Лучше действовать по плану, чем бездействовать без плана».

Когда ситуация меняется ежедневно, как в настоящее время, руководству следует разработать несколько планов действий для разного развития событий. После этого необходимо посвятить персонал в выбранную на данный момент стратегическую программу.

Коммуникации руководителя с сотрудниками в кризисное время должны быть направлены на то, чтобы подчиненные оценили и приняли позицию компании по выходу из сложившейся ситуации. Рекомендуется также вовлечь людей в эти планы. Если персонал будет четко понимать свою зону ответственности и задачи, времени на панику и бесконечные пессимистичные разговоры просто не останется.

3. Распространяйте только конструктив
По рассказам сотрудников администрации бывшего губернатора Калифорнии Арнольда Шварцнеггера, начальник вдохновлял их на продолжение работы, поскольку никогда не допускал негатива в личном общении. Также экс-губернатор требовал от своих подчиненных, чтобы они строили общение в командах на основе возможностей и решений, а не препятствий. При этом препятствия и недостатки также должны обсуждаться, но именно с целью поиска новых способов выполнения работы и улучшения ситуации.

Ирина Кондратова делится двумя основными принципами в общении между руководителем и подчиненным, которых придерживается и сама. Первый из них – не забирать ответственность у подчиненного. «Не предлагайте готовых решений – помогите вашим подчиненным найти их самостоятельно. Руководителям лишь при необходимости нужно оказаться рядом и задать вопросы, ответы на которые помогут увидеть истину. И хвалите, хвалите…». Вторым принципом Ирина называет предоставление права на ошибку, особенно в непростой ситуации. «Главное, не поиск виноватых в прошлом, а налаживание и исправление процессов в будущем», – утверждает Ирина.

Как бы то ни было, следует отказаться от модели общения, которая основывается на замалчивании проблем и приукрашивании действительности. Даже признание недостатков и трудностей оздоравливает атмосферу и создает условия для движения вперед.

4. Отмечайте и поощряйте успехи
При правильном составлении антикризисной программы, а также при общем благоприятном развитии событий рано или поздно она даст свои плоды. В этом случае следует акцентировать внимание на достигнутом и доносить это до сотрудников различных уровней и профилей (например, увеличились продажи, количество обращений, выиграли тендер и др.). Это особенно важно, поскольку именно сила позитивного мышления может превратить неблагоприятную ситуацию в замечательную возможность. 

Источник: журнал «PR в России»